Страница учителя-логопеда


c920e5344f51fc37ba7dd52bc1440db1-1 c920e5344f51fc37ba7dd52bc1440db1-2 c920e5344f51fc37ba7dd52bc1440db1-3 c920e5344f51fc37ba7dd52bc1440db1-4 c920e5344f51fc37ba7dd52bc1440db1-5

Советы родителям. Профилактика дисграфии и дислексии

Ваш ребёнок пошёл в школу. Это очень ответственный этап в его жизни: появляются новые обязанности, открываются новые горизонты. Ребёнок, как капитан дальнего плавания, пускается в захватывающее путешествие по океану знаний. Хочется, чтобы на его пути не встретилось «рифов» и «подводных камней».

Как показывает практика, значительное количество первоклассников страдает речевой патологией. Отклонения в речевом развитии детей, носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребёнка. Однако, в большинстве случаев, без оказания своевременной логопедической помощи они приводят к стойким специфическим ошибкам в письме и чтении (дисграфии и дислексии).

В свою очередь проблемы формирования навыка письма и чтения затрудняют усвоение программы по русскому языку, а также по другим школьным предметам. Это связано с тем, что именно речь является средством получения и выражения знаний. В результате учащиеся зачисляются в разряд неуспевающих.

Письмо и чтение являются сложными многоуровневыми психофизиологическими процессами, которые осуществляются в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного, речеслухового и общедвигательного анализаторов. Для успешного овладения навыками письма и чтения необходимо, чтобы у ребёнка был в достаточной степени сформирован ряд речевых и неречевых функций: слуховая дифференциация звуков, правильное их произношение, языковой анализ и синтез, который включает фонематический анализ и синтез, слоговой анализ и синтез. У учащихся должен быть сформирован анализ предложения на слова, сформированность лексико-грамматической стороны речи, высокий уровень развития зрительного и слухового анализа, синтеза, внимания, памяти, пространственных представлений.

Несформированность какой-либо из указанных операций вызывает нарушение процесса овладения письмом и чтения, приводит к возникновению дисграфии и дислексии.

Несмотря на то, что диагностикой и коррекцией речевых нарушений, безусловно, должен заниматься специалист, в силах родителей оказать своему ребёнку посильную помощь. Часто бывает, что по той или иной причине дошкольник не проходит в детском саду полный коррекционный курс, вследствие этого не все стороны речи оказываются сформированными.

В этом случае заботливым родителям необходимо позаниматься со своим ребёнком, чтобы восполнить существующие пробелы в речевом развитии. Итак, я рекомендую следующие упражнения и игры для выполнения дома.

1.Игра «Волшебный дартс»

Ребёнку предлагается метать дротики в круг. Если дротик попадёт в синий сектор, то ребёнок придумывает слово, начинающееся на твёрдый согласный звук. Если в зелёный сектор — на мягкий согласный звук. Если в красный сектор — слово, должно начинаться с гласного звука.

2.Художник

Ребёнку предлагается нарисовать карандашами или красками картину в соответствии с инструкцией: «Нарисуй ёлочку в центре листа, справа от ёлочки — грибок, над ёлочкой птичку, между ёлочкой и грибом — цветок, в верхнем левом углу — солнышко, в нижнем правом углу — дерево, в нижнем правом углу — зайчика и т.п.» Затем нарисованная картинка убирается и ребёнку задаются вопросы: «Что нарисовано в верхнем левом углу? Где на картине нарисовано дерево? Что находится между зайчиком и цветком? И т.п.» Можно предложить ребёнку составить рассказ по нарисованной картинке.

3.Волшебный мешочек

В мешочек складываются буквы. Ребёнку предлагается на ощупь узнать букву и придумать соответствующее слово. Когда ребёнок возьмёт определённое количество букв, ему предлагается из них составить новые слова. 

4.Что вокруг нас? 

На прогулке или дома ребёнок отыскивает вокруг себя то, что имеет в названии один слог: шар, мяч; два слога: забор, цветы….; три слога: тарелка, качели…

5.В зоопарке

Ребёнку даётся задание: « Посмотри на картинки: жираф, кит, верблюд, медведь, лев, кот, волк. Раздели их на две группы: есть в названии мягкий звук — положи картинку слева, нет — справа. Составь схемы слов с помощью пуговиц: синей пуговицей обозначай твёрдый согласный звук, зеленой — мягкий согласный звук, красной — гласный звук.

6.Весёлые картинки

По первым (последним) звукам, названий предметов, изображённых на картинках ребёнку предлагается составить слово. Например: варежка -обруч — лошадь — котята (волк); конь — незнайка — иголки — гора — аист (книга).

Занятия рекомендуется проводить систематически в игровой форме. Они должны быть кратковременными (10-15 минут). Затем их длительность можно увеличить до 25-40 минут. Взрослый должен подробно объяснить ребёнку задание и убедиться в том, что он правильно его понял.

Не забывайте хвалить ребёнка — это также хороший стимул в работе. У ребёнка появится настроение и желание заниматься. Во время занятий будьте терпеливыми и старайтесь подчёркивать неповторимость, индивидуальность и творческое начало ребёнка. Позвольте пожелать Вам, уважаемые родители, успехов, и напомнить, что благополучие наших детей в наших руках.