Психологическая служба школы

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЧЕРНОМОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3»
 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРНОМОРСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

clip_image002

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вакалова Ольга Владимировна

социальный педагог, педагог-психолог

 

Дата рождения 22 июня
Образование Высшее. Крымский гуманитарный университет. 2009 год.
Специальность (по диплому) Специалист социальной педагогики и практической психологии в социально-педагогической сфере
Общий трудовой стаж 24 года 6 месяцев
Педагогический стаж 10 лет 8 месяцев
Место работы МБОУ «Черноморская СШ №3»

 

 

Здравствуйте!

 Вас приветствует педагог-психолог, социальный педагог

МБОУ «Черноморской средней школы № 3

Вакалова Ольга Владимировна

Цель работы:

Содействие социально — психологическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности личности ребенка.

Задачи:

1. Оказание комплексной психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении и общении.

2. Помощь в личностном развитии школьников, развитии способности быть личностью (стремление к самосознанию, умение делать разумный жизненный выбор, умение реализовать свои позитивные качества).

3. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

4. Консультативная и информационно- психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде школы.

Структура работы:

Работа проводится как с отдельным ребенком, так и группой, с семьей.

Основное назначение психолога, социального педагога — это психологическая и социальная защита ребенка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.

Главной задачей педагога-психолога, социального педагога является создание условий для полноценного личностного и интеллектуального развития детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способностей к самоорганизации и саморазвитию.

Работа педагога-психолога, социального педагога осуществляется по следующим основным направлениям:

  • психопрофилактика;
  • психодиагностика;
  • психологическое консультирование;
  • психокоррекция и развитие;
  • профориентация;
  • способствование реализации прав и свобод обучающихся;
  • содействие творческому развитию одарённых школьников.

 

График работы График консультаций
Ежедневно с понедельника по пятницу 8.00-16.00

 

Для обучающихся Понедельник, вторник

10.00-11.30

12.00-13.00

Для педагогов Четверг 12.00-13.00
Для родителей Пятница- 10.00-11.30

13.00-14.00

 

Многие родители не знают, кто же такой психолог и каковы его функции, чем он занимается, зачем проводит с детьми диагностику. Хочу ответить на самые распространенные вопросы.

 

«Мой ребенок здоров, зачем ему психолог?»

Педагог-психолог, работающий в школе, не является медиком и не занимается лечением детей с помощью медикаментов, он не может ставить диагноз, но вправе обратить внимание родителей и учителей на проблемы в развитии психически здорового ребенка и помочь их устранить педагогическими и психологическими приемами.

«Зачем психолог проводит диагностику, тестирование?»

Одна из задач работы школьного психолога – помочь ребенку успешно усваивать школьную программу, содействовать благополучной адаптации к школьным условиям, новому коллективу, помогать в решении возникающих проблем. Диагностика позволяет выявить детей с теми или иными проблемами, так, в первых классах наряду с диагностикой внимания, памяти, мышления проводится диагностика тревожности, адаптации к школе, уровня самооценки.

«Можно ли обращаться к психологу за помощью в решении проблем воспитания, развития ребенка, в решении бытовых проблем?»

Можно и нужно, но необходимо помнить, что психолог не может дать перечень рекомендаций «что нужно делать», выполняя которые Вы быстро справитесь с проблемой, ведь каждый человек индивидуален, поэтому специалист подскажет на что обратить внимание, порекомендует те или иные методы воспитания, поможет понять Ваши ошибки, разобраться в эмоциях и чувствах. Т.е. консультация психолога – это первый шаг к самопознанию обратившегося. Кстати, психолог не может решить Ваши бытовые проблемы, а вот объяснить, как они влияют на ребенка – может.

С кем не надо путать психолога

ПСИХОЛОГ

 

Помогает психически здоровому человеку САМОМУ разобраться в своих проблемах и в дальнейшем самостоятельно их решать ПСИХИАТР

Лечит психически больного человека или человека, находящегося в критическом состоянии

Работает с личностью в ее естественном, свободном состоянии ПЕДАГОГ

Учит, и для этого организует деятельность, и создает специальные условия, по необходимости ограничивая свободу личности

Не принимает участия в дискриминационных мероприятиях, не порицает и не наказывает, контролирует состояние клиента только при помощи профессиональных методик и только при личной встрече МИЛИЦИОНЕР

Санкционирует и осуществляет порицание и наказание, контролирует и ограничивает действия гражданина, нарушающего закон

Предлагает на выбор несколько рекомендаций, соответствующих возможностям личности ЮРИСТ

Дает однозначную рекомендацию

Не допускает оценочных ситуаций СВЯЩЕННИК

Отпускает грехи, имеет право оценивать поступки личности с точки зрения постулатов веры

Опирается только на профессиональные знания, личный профессиональный опыт и несет личную ответственность за результаты ЭКСТРАСЕНС

Использует информацию, полученную из сомнительных источников, и не может нести полной ответственности за результаты

Не действует втайне от клиента, рассчитывает на реальные возможности – свои и клиента МАГ

Не объясняет клиенту, что и как он будет делать, рассчитывает на внешние силы

ПСИХОЛОГ

Может не все

ГОСПОДЬ БОГ

Может все

 

Как работает психолог в школе.

 

Психолог слушает. Кажется, что это очень просто, но на самом деле это большое искусство и тяжелая работа. В идеале во время приема для психолога не существует личных проблем и переживаний он видит и слышит только тебя.

 

Психолог задает вопросы.Можно сказать – это наводящие и уточняющие вопросы. Они помогут тебе разобраться в собственных чувствах и переживаниях, сосредоточиться на том, что важно для тебя в данный момент и найти совершенно неожиданное решение.

 

Психолог поддерживает.Психолог искренне интересуется твоими проблемами, верит в твои силы и в то, что и ты сможешь найти решение своей проблемы.

Для размышления……Психолог не должен давать готовых советов. Запомни: проблема перестает тебя мучить, только когда ты сам найдешь ее решение. Задача психолога-помочь тебе в поисках.

Несколько поводов для разговора c психологом

Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу

У тебя есть проблема, которую ты можешь решить. При этом ты уже обсудил ее со всеми близкими, но чувствуешь, что это только окончательно запутало тебя. Думая, как нужно поступить, ты из одной крайности бросаешься в другую и ходишь по кругу.

Ты пережил сильный стресс (потеря близкого человека, развод родителей). Конечно, время лечит, но иногда лечение затягивается и оказывается неэффективным.

Ты чувствуешь, что в твоей жизни что-то не так и нужно срочно что-то менять. Но что именно, пока не понимаешь.

Ты в депрессии. Без особых причин все время грустишь, ощущаешь тоску, раздражение. Тебе не нравиться практически все: ты сам, твои близкие, ваши отношения. Ты постоянно пребываешь в плохом настроении.

1.     Трудности в учёбе.

Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память или рассеянное внимание, или недостаток желания, а может быть проблемы с учителем и непонимание зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.

2.      Взаимоотношения в классе.

Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть, и их тоже очень много, такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, сложно находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе, например, в классе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.

3.     Взаимоотношения с родителями.

Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми — с нашими родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания — такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.

4.       Выбор жизненного пути. Девятый, десятый и одиннадцатый класс — время, когда многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу: Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.
5.       Самоуправление и саморазвитие.Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют недюженных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свои память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Психолог — человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами.

 

Профессиональная ориентация

Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Профессиональная ориентация включает в себя:

1) Профессиональное просвещение — ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.

2) Профессиональное консультирование — оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

3) Психологическую поддержку — методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.

 

 

 

 

Нормативно правовая база психологической службы:

1.Закон РФ от 10.07.1992 N3266-1 (ред.от12.11.2012) «Об образовании»

  1. Закон РФ от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

3.Коллегия Министерства образования РФ Решение от 29 марта 1995 г. N 7/1 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ»

  1. Министерство образования Р Ф Приказ от 22 октября 1999 г. N 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе образования РФ»
  2. Правительство РФ Постановление от 21 марта 2007 г. N 172 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы»
  3. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г.№ 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы»
  4. Министерство образования и науки РФ Письмо от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми–инвалидами»
  5. Министерство образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Письмо от 10 марта 2009 г. N 06-224 «Рекомендации об организации в субъектах федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми»
  6. Коллегия Министерства общего и профессионального образования РФ Решение от 27 мая 1997 г. N 6/1 «О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования»
  7. Министерство образования и науки РФ Письмо от 5 сентября 2011 г. N МД-1197/06 «О концепции профилактики употребления психоактивныхвеществ в образовательной среде»
  8. Министерство образования и науки РФ Приказ от 28 декабря 2010 г. N 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
  9. Министерство образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Письмо от 28.12.2007 N 06-1965 «О совершенствовании деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ппмс-центров)»
  10. Министерство образования и науки РФ Письмо от 31 августа 2010 г. N 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»
  11. Правительство Российской Федерации Постановление от 31 июля 1998 г. N 867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»
  12. Министерство образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Письмо от 24 сентября 2009 г. N 06-1216 «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам»
  13. Министерство образования и науки РФ Письмо от 27 января 2009 г. N 03-132 «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста»
  14. Министерство труда и социального развития РФ Постановление от 27 сентября 1996 г. N 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке Населения в РФ»
  15. Приказ министерства образования и науки РФ от 12 марта 2014 г. № 177
    «Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности”
  16. Министерство здравоохранения РФ. Главный государственный санитарный врач РФ Постановление от 28 ноября 2002 г. N 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов санпин 2.4.2.1178-02
  17. Конвенция о правах ребенка
  18. РФ Федеральный закон 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  19. Правительство РФ Постановление от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»
  20. Правительство РФ Постановление от 1 октября 2002 г. № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам»
  21. Министерство образования и науки РФ Приказ от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»
  22. Министерство здравоохранения и социального развития РФ Приказ от 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»
  23. Министерство образования РФ Письмо от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16 Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования.